valery_3 (valery_3) wrote in my_first_time,
valery_3
valery_3
my_first_time

Category:

Первые впечатления от работы в ПТУ

Работать в училище я перешел в 1980 году. Перешел после того, как заработал стаж работы во вредных условиях. Вот не знаю, почему работа в ПТУ не занесена в "Список цехов, профессий и должностей с вредными условиями...". Когда мне приходилось приводить своих учащихся на практику, на овощную базу, или еще куда-нибудь, люди, работающие там, ужасались и удивлялись тому, что я могу терпеть такую работу без постоянного стресса.

Пришел я устраиваться на работу в училище в Августе, когда в Москве проходила Олимпиада 80. Со мной побеседовал зам директора по учебно-производственной работе. После беседы и ознакомления с моими документами, он сказал, что всё в порядке, но вопрос приема будет решать директор, когда приедет с Олимпиады, а затем направил меня на собеседование к старшему мастеру. Беседа со старшим мастером была недолгой. Я был предупрежден, что работа с подростками, тем более такими, будет непростой. Что основной моей задачей будет не столько передача им знаний, умений и навыков, сколько воспитание из них хороших людей. Затем мне сказали, что фактически я уже принят на должность мастера производственного обучения (не считая формальностей) и велели завтра выйти на работу, чтобы готовить помещения училища к началу учебного года.

[Spoiler (click to open)]

Мне пришлось в паре с другим мастером, более молодым, но давно работающим в училище, монтировать отопление в переходной галерее между учебным корпусом и мастерскими. Проявил там я себя, как умелый слесарь и газосварщик. Короче, когда директор приехал, я уже был своим человеком в коллективе. С его приездом меня оформили официально. Закрепили меня напару с другим новичком за группой слесарей-сантехников-газосварщиков. Группа имела обидный № 6 и уже перешла на второй курс. На первом курсе ее вел тот самый Яков Григорьевич, которого перевели в старшие мастера. Получилось, что он не только пояснял мне специфику работы, но и доверил мне продолжать обучение и воспитание своей группы. Кроме того мне в расписании теоретических занятий выделили часы "читать" спец-технологию группам электросварщиков, что заметно увеличивало размер заработка.

И вот начало учебного года. Торжественная линейка и прочее... Группа мне досталась разношерстная. 6 мальчишек и девчонка живут в общежитии, остальные — "домашняки", из которых пятеро — наркоманы, а еще 7 — на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Девчонка в группе с такой специальностью оказалась потому, что мой предшественник, еще сильнее меня, не любил писанину. Поэтому брал при наборе в группу девочку, чтобы как секретарь заполняла необходимую документацию. Хлопот у меня с этой Светой было немало. Хорошо, что через год она вышла замуж и переселилась к мужу.

Порядку в общежитии руководством уделялось особое внимание. Скорее всего потому, что в любое время туда могли прийти проверяющие, зафиксировать там непорядки и вздрючить директора. Свой рабочий день нужно было начинать оттуда. Проследить, чтобы были застелены кровати, в тумбочках не было посторонних предметов и антисанитарии. Был чист пол, а учащиеся во-время пошли на занятия, не забыв прихватить тетради и ручки. Возле дежурного в холе общежития лежала тетрадь, где необходимо было указывать время прихода, а с началом построения на линейку там подводилась черта. Через пару лет я писал:
Известно, мы должны вначале
все в общежитие бежать,
чтоб до черты успеть вписать
свою фамилию в журнале...

Что еще было для меня непривычным? За каждой группой был закреплен классный руководитель, педагог по образованию. Но с мастера спрашивали за всё. В том числе и за поведение учащихся в свободное от занятий время. Причем, если случалась какая-либо неприятность, проверяли с пристрастием документацию. Если мастер подстраховался и во-время заполнил все бумаги (планы воспитательной работы, протоколы инструктажей по технике безопасности, протоколы родительских собрании и прочие), то он обходился наказанием с "малой кровью". Если в любом учебном заведении считается нормальным отсев неуспевающих, то для работников системы профтехобразования преступление № 1 — потеря контингента. Чиновникам сверху всегда хотелось разоблачить жуликов, получающих зарплату за обучение "мертвых душ". Самое первое, что проверялось — наличие на уроках всего списочного состава группы, и наличие оправдательных справок на отсутствующих. Нам постоянно давали понять, что от нас требуется не столько подготовить квалифицированных рабочих, сколько передержать в стенах училища этих опасного возраста ребят пока они не получат закрепленного законом среднего образования.

Немудрено, что учащиеся всё это чувствовали, поэтому среди них были редкими исключениями те, кто стремился хорошо учиться. Их когда еще в школе агитировали пойти в ПТУ убеждали, что им не будут задавать домашние задания. Попытки стимулировать освоение профессии обещанием выпустить после училища с повышенным четвертым разрядом часто давали обратный эффект. Дело в том, что на производственной практике они встречались с выпускниками прошлых лет. И видели как несладко приходится в бригадах новичкам, чей разряд выше "старожилов".

Для того, чтобы мастер смог заинтересовать своих подопечных профессией, он должен сам ею отлично владеть, уметь передать навыки и, кроме того пользоваться у них безупречным авторитетом и уважением. В то же время ученики должны видеть, что мастер искренне уважает их. С самого начала мне сказали, что те, кто не любит детей, долго на этой работе не задерживаются. Но, мы знаем много примеров когда в школах и ПТУ долго работают случайные люди, не умеющие привить любовь к своему предмету.
А дети, они всё чувствуют,ко многому относятся с недоверием. Меня сразу же начали спрашивать, почему, если я такой специалист, оставил любимую высокооплачиваемую работу и перешел сюда. Пришлось честно пояснять, что у меня уже проблемы со зрением, что кто-то должен же и их учить.

А ведь среди нас были молодые мастера, ничего не умеющие делать сами. Один из них, неплохой веселый парень, цинично говорил:
 — Тот, кто сам умеет, тот работает, а кто не умеет, тот учит других.
 Были такие, которые не могли вызвать у учеников ничего кроме ненависти. Те, кто получал удовольствие от садистского обращения с подростками.

И еще я сразу же обратил внимание на какое-то потребительское отношение к учащимся ПТУ. Постоянные выведения учащихся на уборку улиц вместо уроков производственного обучения, вызывало у них недоуменные вопросы, наподобие:
 — Разве я сюда на дворника учиться поступал?
 Даже после решений самого последнего Пленума ЦК КПСС, где было запрещение использовать учащихся на работах, не предусмотренных учебными программами, когда еще не просохла краска в газетах, их опубликовавших, поступали команды снять одну-две группы для уборки мусора из подвала административного здания треста-базового предприятия.

А на теоретических занятиях чувствовалась большая разница в желании учиться между теми, кто поступил на трех-годичное обучение после 8 классов, с теми, кто пришел учиться 1 год после окончания средней школы. Казалось бы, что человек, не прошедший в ВУЗ по конкурсу, просто ждет следующего года, чтобы повторить попытку. Но, такие ребята учились с полной отдачей. А трех-годичникам приходилось доказывать, что училище потому так называется, что в нем нужно учиться, а не отбывать время до призыва в армию.

Должен заметить, что не всё было так мрачно. В течение 16 лет, что я там отработал было много интересного и забавного. Мастером ПО я числился 13 лет, а потом был переведен в преподаватели. Уволился я, выходя на пенсию, которую уже 4 года получал. Уволился потому, что стали неадекватно срезать зарплату, снимая все надбавки. То есть в Августе У меня по расчету должно было быть 1,5 ставки, а к Сентябрю оказалось, что при том же количестве запланированных в расписании часов — голая ставка.

Вот такие дела.

Tags: образование, работа
Subscribe
promo my_first_time october 11, 2015 01:33 68
Buy for 10 tokens
Я люблю свою жену. И хочу, чтобы мы в будущем могли себе позволить больше, чем сейчас. Чтобы мы жили на собственной вилле, ни в чем себе не отказывали, купались в роскоши. Для этого надо многого добиться, сделать карьеру. Я не могу вам полностью рассказать, кем я работаю в данное время, потому что…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments